Подготовительная группа «ЗНАЙКИ»
СЕДЬМОЙ ГОД ЖИЗНИ
ОСОБЕННОСТИ ВОЗРАСТА И ОРГАНИЗАЦИИ ЖИЗНИ ДЕТЕЙ.
На седьмом году жизни происходят большие изменения в физическом, познавательном, эмоциональном и социально-личностном развитии старших дошкольников, формируется готовность к предстоящему школьному обучению.
Движения детей седьмого года жизни отличаются достаточной координированностью и точностью. Дети хорошо различают направление движения, скорость, смену темпа и ритма. В этом возрасте мы активно приобщаем к нормам здорового образа жизни. В увлекательной, наглядно-практической форме воспитатель обогащает представления детей о здоровье, об организме и его потребностях, способах предупреждения травматизма, закаливании. У ребенка формируется привычка самостоятельно следить за своим внешним видом, пользоваться носовым платком, быть опрятным и аккуратным, причесываться. Старший дошкольный возраст – время активного социального развития детей. Дети 6-7 лет перестают быть наивными и непосредственными, становятся более закрытыми для окружающих. Часто пытаются скрыть свои истинные чувства, особенно в случае неудачи, обиды, боли. Причиной таких изменений является дифференциация (разделение) в сознании ребенка его внутренней и внешней жизни. В поведении и взаимоотношениях наблюдаются волевые проявления: дети могут сдерживаться, если это необходимо, проявить терпение, настойчивость. В этом возрасте формируются достаточно устойчивая самооценка (представления о себе – «КТО Я?» и оценка –«КАКОЙ Я?» ) и соответствующее ей представление к успеху и неудаче в деятельности (одним детям свойственно стремление к успеху и высоким достижениям, а другим важнее всего избежать неудач и неприятных переживаний). Дети охотно обсуждают с взрослым поступки людей, их качества, мотивы действий. Углубляется интерес к внутреннему миру людей, особенностям их взаимоотношений. Дети интересуются событиями прошлого и будущего, жизнью разных народов, животным и растительным миром разных стран. Возрастает интерес к личности сверстника, устанавливаются отношения избирательной дружбы и устойчивой взаимной симпатии. Мальчики оказывают девочкам личное расположение, дарят подарки, угощают, предлагают помощь. Взрослые акцентируют внимание детей на половых особенностях поведения и взаимоотношений мальчиков и девочек, принятых в обществе. Дети осваивают разные формы сотрудничества: договариваются, обмениваются мнениями; чередуют и согласовывают действия; совместно выполняют одну операцию. В процессе совместной деятельности дошкольники приобретают практику равноправного общения, опыт руководства и подчинения, учатся достигать взаимопонимания. все это имеет большое значение для социального развития детей и готовности к школьному обучению. Переход в подготовительную группу связан с изменением статуса дошкольника в детском саду – в общей семье воспитанников детского сада они становятся самыми старшими. Необходимо постоянно поддерживать в детях ощущение взросления, растущих возможностей, вызывать стремление к решению новых, более сложных задач познания, общения, деятельности, вселять уверенность в своих силах. Одновременно важно развивать чувство ответственности за свои действия и поступки. Опираясь на характеристику для старших дошкольников воспитатели группы обеспечивают условия для развития детской самостоятельности, инициативы, творчества. Постоянно создаются ситуации, побуждающие детей активно применять свои знания и умения, ставятся перед ними все более сложные задачи, развивающие волю, поддерживающие желание доводить начатое дело до конца. Высшей формой самостоятельности детей является творчество. Задача взрослого - развивать интерес к творчеству. Этому способствует словесное творчество и создание творческих ситуаций в игровой, театральной, художественно-изобразительной деятельности, в ручном труде. Все это обязательные элементы образа жизни старших дошкольников в детском саду. Дети с удовольствием откликаются на предложение поставить спектакль по мотивам знакомых сказок, подготовить концерт для малышей или придумать и записать в «волшебную книгу» придуманные ими истории, а затем оформить обложку и нарисовать иллюстрации.
Развивающаяся познавательная активность старших дошкольников поддерживается всей атмосферой жизни в группе. Обязательным элементов образа жизни «Знаек» является участие детей в разрешении проблемных ситуаций, в проведении элементарных опытов, экспериментирования (с водой, снегом, воздухом, звуками, светом, магнитом, увеличительными стеклами и т.д.), в развивающих играх, головоломках, в изготовлении игрушек-самоделок, простейших механизмов и моделей. Старшие дошкольники начинают проявлять интерес к будущему школьному обучению. Интерес к школе развивается естественным путем в общении с воспитателем. Главное – связать развивающийся интерес детей с новой социальной позицией («Хочу стать школьником»), с ощущением роста их достижений, самостоятельности, с потребностью познания и освоения нового. В образовательном процессе формируются такие предпосылки учебной деятельности, как умение действовать по правилу, замыслу, образцу, ориентироваться на способ действия, контрольно-оценочные умения.
Примерный режим дня в детском саду
для детей подготовительной к школе группы «Знайки»
время
|
режимные моменты
|
7.00-8.20
|
Утренний прием, игры, утренняя гимнастика, общение
|
8.20-8.45
|
Подготовка к завтраку, завтрак
|
8.45-9.00
|
Игры и свободное общение детей
|
9.00- 10.35
|
Организация образовательной деятельности: образовательные ситуации (общая длительность, включая перерыв)
|
10.35-12.30
|
Подготовка к прогулке, прогулка (наблюдения, игры, труд, экспериментирование, общение по интересам), возвращение с прогулки
|
12.30-13.00
|
Подготовка к обеду, обед
|
13.00 -13.10
|
релаксирующая гимнастика или музыкотерапия перед сном
|
13.00-15.00
|
Подготовка ко сну, сон
|
15.00-15.20
|
Постепенный подъем, пробуждающая гимнастика после сна, воздушные, водные процедуры
|
15.20-15.45
|
Подготовка к полднику, полдник
|
15.45-16.55
|
Игры, досуги, кружки, самостоятельная деятельность и общение по интересам и выбору детей
|
16.55-17.10
|
Подготовка к ужину, ужин
|
17.10-19.00
|
Игровая самостоятельная деятельность детей, прогулка при благоприятных погодных условиях, постепенный уход детей домой.
|
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ПРОГРАММЫ.
ИНТЕГРАТИВНЫЕ КАЧЕСТВА РЕБЕНКА,
ВЫПУСКНИКА ДЕТСКОГО САДА.
К концу старшего дошкольного возраста ребенок:
-
Физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками.
-
Любознательный, активный.
-
Эмоционально отзывчивый.
-
Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками.
-
Способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения.
-
Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту.
-
Имеющий первичные представления о себе, семье, обществе (ближайшемсоциуме), государстве (стране), мире и природе.
Представление о себе,
Представление о семье,
Представление об обществе (ближайшем социуме).
Представления о государстве,
Представления о мире,
-
Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности.
-
Овладевший необходимыми специальными умениями и навыками.
|