ШЕСТОЙ ГОД ЖИЗНИ.СТАРШАЯ ГРУППА.
ОСОБЕННОСТИ ВОЗРАСТА И
ОРГАНИЗАЦИЯ ЖИЗНИ ДЕТЕЙ, РЕЖИМ ДНЯ.
Старший дошкольный возраст играет особую роль в развитии ребенка: в этот период жизни начинают формироваться новые психологические механизмы деятельности и поведения. Совершенствуются движения, двигательный опыт детей расширяется, активно развиваются двигательные способности. Заметно улучшается координация и устойчивость равновесия. При этом девочки имеют некоторое преимущество перед мальчиками. Углубляются представления детей о здоровье и здоровом образе жизни, о значении гигиенических процедур (для чего необходимо мыть руки, чистить зубы и прочее), закаливания, занятий спортом, утренней гимнастики. Происходят большие изменения высшей нервной деятельности. В течение шестого года жизни совершенствуются основные нервные процессы – возбуждение и особенно торможение. Это благотворно сказывается на возможностях саморегуляции. Ребенок не так быстро утомляется, становится более вынослив, психически. Дети начинают чаще по собственной инициативе воздерживаться от нежелательных действий. Под влиянием воспитания постепенно происходит переход от импульсивного, ситуативного поведения к поведению, опосредованному правилами и нормами. Формируются социальные представления морального плана, старшие дошкольники уже отличают хорошие и плохие поступки, имеют представление о добре и зле и могут привести соответствующие конкретные примеры из личного опыта или литературы.
По своим характеристикам головной мозг шестилетнего ребенка приближается к показателям мозга взрослого человека – расширяются интеллектуальные возможности детей. Дети оперируют достаточным объемом временных представлений: утро-день-ночь, вчера-сегодня-завтра-раньше-позже; ориентируются в последовательности дней недели, времен года и месяцев, относящихся к каждому времени года. Довольно уверенно осваивают ориентацию в пространстве и на плоскости: слева-направо, вверху-внизу, впереди-сзади, близко-далеко, выше-ниже и т.д., расширяется общий кругозор детей. С пяти лет начинается настоящий расцвет идей «маленьких философов» о происхождении луны, солнца, звезд и прочего. Дети с живым интересом слушают истории из жизни родителей, бабушек и дедушек. Под руководством взрослого шестилетки включаются в поисковую деятельность, принимают и самостоятельно ставят познавательные задачи, выдвигают предположения о причинах и результатах наблюдаемых явлений, используют разные способы проверки: опыты, эвристические рассуждения, длительные сравнительные наблюдения, самостоятельно делают маленькие «открытия».
В старшем дошкольном возрасте возрастают возможности памяти, возникает намеренное запоминание в целях последующего воспроизведения материала, более устойчивым становится внимание. Происходит развитие всех познавательных психических процессов. Продолжает совершенствоваться речь. Ребенок может без помощи взрослого передать содержание небольшой сказки, рассказа, мультфильма, описать те или иные события, свидетелем которых он был. Развивается продуктивное воображение. Рисование – любимое занятие старших дошкольников, ему они посвящают много времени. Дети с удовольствием демонстрируют свои рисунки друг другу, обсуждают их содержание, обмениваются мнениями. Любят устраивать выставки рисунков, гордятся своими успехами. Возрастающая потребность старших дошкольников в общении со сверстниками, в совместных играх и деятельности приводит к возникновению детского сообщества. Ребенок страдает, если никто не хочет с ним играть. Поэтому на межличностные отношения в данной группе воспитателями уделяется особое внимание, необходимо помочь каждому ребенку найти друзей, объединить детей на основе общности игровых интересов или склонностей к определенной деятельности. Воспитатели специально создают в группе ситуации гуманистической направленности, побуждающие детей к проявлению заботы, внимания, помощи. Это обогащает нравственный опыт детей. В этом возрасте появляются первые друзья. Определяются игровые интересы и предпочтения мальчиков и девочек. Формируется поведение, у ребенка появляется возможность лучшего осознания самого себя, своего Я. Взрослому необходимо помогать детям в освоении конкретных способов достижения взаимопонимания на основе учета интересов партнеров.
Содержательное, разнообразное общение взрослых с детьми (познавательное, деловое, личностное) является важнейшим условием их полноценного развития.
Примерный режим дня в детском саду
Для детей старшей группы
время
|
режимные моменты
|
7.00-8.20
|
Утренний прием, игры, утренняя гимнастика, общение
|
8.20-8.50
|
Подготовка к завтраку, завтрак
|
8.50-9.10
|
Игры и свободное общение детей
|
9.10- 10.10
|
Организация образовательной деятельности: образовательные ситуации (общая длительность, включая перерыв)
|
10.10-12.30
|
Подготовка к прогулке, прогулка (наблюдения, игры, труд, экспериментирование, общение по интересам), возвращение с прогулки
|
12.30-12.50
|
Подготовка к обеду, обед
|
12.50-13.00
|
Закаливающие мероприятия, релаксирующая гимнастика или музыкотерапия перед сном
|
13.00-15.00
|
Подготовка ко сну, сон
|
15.00-15.20
|
Постепенный подъем, пробуждающая гимнастика после сна, воздушные, водные процедуры
|
15.20-15.45
|
Подготовка к полднику, полдник
|
15.45-17.00
|
Игры, досуги, кружки, самостоятельная деятельность и общение по интересам и выбору детей
|
17.00-17.30
|
Подготовка к ужину, ужин
|
17.30-19.00
|
Игровая самостоятельная деятельность детей, прогулка при благоприятных погодных условиях, постепенный уход детей домой.
|
ИНТЕГРАТИВНЫЕ КАЧЕСТВА РЕБЕНКА.
ИТОГИ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ПРОГРАММЫ «ДЕТСТВО»
- Физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками.
- Любознательный, активный. Фантазирует, сочиняет разные истории, предлагает пути решения проблем.
- Эмоционально отзывчивый. Способен находить общие черты в настроении людей, музыки, природы, картины, скульптурного изображения (радость, печаль, восторг, задумчивость).
- Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками. Проявляет уважение к взрослым, называет их по имени и отчеству, вежливо обращается с просьбой, отвечает на вопросы развернутой фразой. Речь чистая, грамматически правильная, выразительная. Ребенок имеет богатый словарный запас. Использует сложные предложения.
- Способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения. Понимает, почему нужно выполнять правила культуры поведения, представляет последствия своих неосторожных действий для других детей (толкнул, напугал и др.).
- Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту. Может самостоятельно поставить цель (или принять ее от воспитателя), обдумать путь к ее достижению, осуществить замысел и оценить полученный результат с позиции цели.
- Имеет первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе.
- Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности. Слушает и понимает взрослого, действует по правилу или образцу в разных видах деятельности, способен к произвольным действиям, самостоятельно планирует и называет два-три последовательных действия.
- Овладевший необходимыми специальными умениями и навыками. У ребенка сформированы специальные умения и навыки (речевые, изобразительные, музыкальные, конструктивные и другие), необходимые для осуществления различных видов детской деятельности.
|