Министерство культуры и духовного развития
Республики Саха (Якутия)
Министерство образования Республики Саха (Якутия)
КОНЦЕПЦИЯ
ПРОЕКТ «МУЗЫКА ДЛЯ ВСЕХ»
(2013-2022 г.г.)
Актуальность проекта «Музыка для всех» и его соответствие современным задачам мирового развития
В последние годы все более и более подтверждается зависимость темпов роста и устойчивости развития мировой экономики от состояния человеческих ресурсов, от степени их готовности к решению задач, стоящих перед современным миром. Кризис, переживаемый в настоящее время многими странами, специалисты связывают с кризисом духовных ценностей, с чрезмерной зависимостью современного человека от функционирования «общества потребления», иными словами, с утратой базовых национальных и культурных ориентиров, составляющих цивилизационную основу как мирового развития так и развития отдельной личности. В качестве лекарства от охватившей мир «лихорадки потребления» ООН и ЮНЕСКО выдвигают концепцию устойчивого развития, опирающуюся на экологическую философию; ее главным приоритетом выступает забота о сохранении природы и разумное расходование природных ресурсов. Экологическая философия включает в себя также экологию человека, сохранение его традиционных морально-нравственных духовных основ.
По признанию специалистов, чтобы перейти от затратной во всех отношениях идеологии потребления к экологической философии, прежде всего необходим переход республики от «кормящего ландшафта» к «кормящим технологиям», который предполагает развитие и совершенствование системы образования. В частности, зачастую игнорируется важнейшая роль дисциплин искусства в развитии духовной личности, в становлении ее творческого потенциала и духовно-нравственных ценностей, связанных в свою очередь с присвоением растущим человеком всех богатств национальной и мировой культуры. Качества, которые воспитывает у детей и подростков культура и искусство – чувство прекрасного, дар сочувствия и сопереживания, толерантность, а также фантазию, воображение и умение выражать свои творческие намерения – все эти качества необходимы человеку, вступающему в мир будущего, в мир креативной экономики. Именно креативная экономика, опирающаяся на сферу копирайта, авторского и патентного права как в науке и технике так и в художественном творчестве, является локомотивом современного развития. К сфере креативной экономики относятся такие области деятельности как IT-технологии, фундаментальная наука и изобретательство, биотехнологии, дизайн, киноискусство и индустрия моды, архитектура, изобразительное искусство и музыка, в том числе шоу-бизнес и индустрия звукозаписи.
Для воспитания трудовых ресурсов, способных работать в креативной экономике, необходимо сформировать целое поколение, обладающее чрезвычайно высоким интеллектуальным уровнем и владеющее необходимыми социальными навыками, востребованными в креативной экономике. По признанию ООН и ЮНЕСКО, чрезвычайно эффективным средством для формирования человека XXI века со всем набором необходимых ему свойств и качеств, является художественное образование, или образование в области искусств. Для пересмотра роли художественного образования в системе образования в целом, для повышения его статуса и эффективности ЮНЕСКО систематически созывает крупные международные формы, намечающие пути дальнейшего развития в этой области. Министерство культуры Российской Федерации и Совет по культуре государств-участников СНГ также принимают участие в этой деятельности, направленной на совершенствование художественного образования в современных условиях. Россия наряду со странами СНГ активно сотрудничает с ЮНЕСКО в деле распространения и повышения качества образования в сфере культуры и искусства, которое ЮНЕСКО считает одним из приоритетов своей деятельности.
Чтобы внедрить в практику принципы и положения по совершенствованию художественного образования и повышению его общественной роли, наилучшей базой является музыкальное образование по следующим причинам:
- исключительное влияние музыкального образования на растущий мозг, на интеллектуальное и эмоциональное развитие детей и подростков в силу особых связей музыкального искусства с мышлением и речью;
- традиционно высокая распространенность музыкального образования в обществе, сопровождаемая наличием соответствующей инфраструктуры дополнительного образования – детскими школами искусств, музыкальными школами, хоровыми студиями, кружками, корпусом частных преподавателей и т.д.
- наличие некоторого начального материально-технического и кадрового обеспечения музыкального образования, доставшегося от прошлого;
- традиционно высокий авторитет музыкального образования в качестве дополнения к школьному образованию, имеющийся в обществе;
- доступность артистической деятельности в ходе музыкального образования уже на начальных его этапах;
- связь музыкального искусства со всей общественной жизнью от семейных до национальных и государственных мероприятий – праздников, юбилеев и других событий в жизни семьи, общества и государства;
- глубинная связь музыки и музыкального образования с национальной культурой народов Якутии.
Цели и задачи проекта «Музыка для всех»
Министерство культуры и Министерство образования Республики Саха (Якутия), в рамках подготовки 100-летнего юбилея ЯАССР, руководствуясь ФЗ №274 «Об образовании в Российской федерации», ФЗ №115 «Основы законодательства Российской Федерации о культуре», Концепцией развития образования в сфере культуры и искусства в Российской Федерации на 2008-2015 годы, Республиканскими целевыми программами «Развитие образования в Республике Саха (Якутия) на 2012-2016 г.г.», «Создание условий духовно-культурного развития народов Якутии на 2012-2016 г.г», принимая во внимание концептуальные документы Министерства культуры Российской Федерации, направленные на совершенствование музыкального образования в стране, включая «Концепцию развития образования в сфере культуры и искусства государств-участников СНГ» принятую в г.Минске 19 мая 2011 и подписанную В.В. Путиным, и «Концепцию развития музыкального образования в Российской Федерации», утвержденную в 2013 году Д.А.Медведевым, и опираясь на стратегические разработки ЮНЕСКО, принятые на Международных конгрессах по художественному образованию в Лиссабоне (2006), Сеуле (2010) и Мюнхене (2012), обозначает следующие цели проекта «Музыка для всех», который будет осуществляться в Республике Саха (Якутия) с 2013 по 2022 годы:
- Признание на государственном уровне роли и значения музыкального образования в качестве существенной части национальной культуры и одного из приоритетных направлений ее развития.
2. Развитие музыкальной культуры в Республике Саха (Якутия) как живого капитала общества.
Задачи проекта «Музыка для всех»:
1. Разработка и осуществление социальной рекламной кампании с помощью региональных СМИ в целях информирования общественности республики о Проекте «Музыка для всех» и ее убеждения в позитивном влиянии Проекта на личностное развитие и расширение жизненных перспектив для детей и молодежи Республики Саха (Якутия).
- Разработка и осуществление главных направлений деятельности в рамках проекта «Музыка для всех», среди которых подразумеваются:
- создание условий для широкого распространения музыкального образования в Республике, охватывающего всех детей и подростков, обучающихся в учебных и дошкольных заведениях любого уровня и профиля обучения;
- организация взаимодействия Министерства культуры и духовного развития РС(Я), Министерства образования РС(Я) для создания административной, организационной и финансовой поддержки Проекта;
- осуществление в рамках Проекта двуединой задачи: стимулирования с помощью ресурсов музыкального образования эмоционально-эстетического, интеллектуального и социального развития всех детей и подростков республики, а также выявления среди них потенциально одаренных музыкантов, способных стать профессионалами в области музыкального искусства;
- мониторинг хода Проекта на всех его этапах с целью последующего распространения этого опыта на другие области образования и культуры Республики Саха (Якутия), России;
- реализовать нравственный потенциал музыкального искусства как средства формирования и развития этнических норм поведения и морали как личности, так и общества;
- способствовать сохранению и передаче новым поколениям традиций российского профессионального образования в сфере музыкального искусства.
Главные направления деятельности
по проекту «Музыка для всех»
в соответствии с установками ЮНЕСКО
- Обеспечение доступности музыкального образования для всех детей и подростков Республики Саха (Якутия) путем интеграции общего и музыкального образования в разных формах, в том числе путем создания:
- общеобразовательных школ с расширенным изучением музыкально-эстетических дисциплин на ежедневной основе;
- «музыкальных лицеев» в качестве облегченной копии средних специальных музыкальных школ, не предполагающей ранней профессионализации и получения среднего специального музыкального образования для всех учащихся;
- интегрированных учреждений общего среднего и дополнительного музыкального образования, предполагающей объединение их материально-технической базы и кадрового потенциала.
- путем внедрения мирового опыта массового музыкального образования, в том числе:
- школьных хоров и оркестров во всех учреждениях общего среднего образования республики по образцу зарубежных стран Европы, Азии и США;
- усиленных музыкальных занятий в дошкольных учреждениях, а также создания специальных групп эстетического воспитания для детей дошкольного возраста с учетом методики хорового обучения З.Кодаи, ансамблевого музицирования по методике К.Орфа, а также других эффективных методик занятий с детьми 3-6 лет;
- введения музыкальных дисциплин в программы бакалавриата в качестве вариативных дисциплин в вузах Республики по образцу Гарвардского университета (США);
- распространения в вузах Республики факультетов искусств по образцу Нидерландов;
- введения занятий оркестровыми инструментами и уроков оркестровой игры по образцу Венесуэльской программы fesnojiv, предполагающей групповое обучение и вовлечение старших учащихся для помощи младшим;
- включения в экспериментальном порядке экзамена по музыке в программу ЕГЭ по образцу Великобритании.
- Обеспечение качества и художественного уровня деятельности в рамках проекта «Музыка для всех», в том числе:
- привлечение к работе по проекту в качестве руководителей его отдельных направлений и мероприятий авторитетных музыкальных деятелей республики и авторитетных менеджеров в области культуры и художественной деятельности республики и России;
- обеспечение постоянной методической помощи преподавателям-музыкантам всех уровней, участвующим в проекте, в том числе путем организации для них творческих школ, мастер-классов, курсов повышения квалификации и других мероприятий на постоянной основе;
- обеспечение диверсификации программ музыкального образования, то есть создание программ разного уровня для формирования и поддержки музыкальных навыков у учащихся с разным уровнем дарования и мотивации;
- создание психолого-педагогических и дидактических оснований для постоянной поддержки высокой мотивации музыкального обучения у всех учащихся; исключение из педагогической практики мер воздействия и способов поведения «педагогики насилия», заменяя ее идеологией «педагогики сотрудничества»;
- разработка и внедрение аудио-визуальных пособий для музыкального обучения с учетом современных IT-технологий, в том числе с учетом возможностей самостоятельного и дистанционного образования;
- включение в программу музыкального обучения особо популярных музыкальных направлений и специальностей, в том числе вокала - академического, эстрадного и народного; исполнительства на эстрадных инструментах; игры на гитаре и ударных, а также других популярных форм музицирования;
- создание условий для совершенствования материальной базы музыкального образования во всех его формах, включая приобретение и ремонт музыкальных инструментов;
- создание условий для поддержания высокого уровня преподавания, поддержанного высокой педагогической квалификацией и мотивацией;
- создание условий для воспитания в музыкальных и педагогических учебных заведениях республики нового поколения учителей музыки, оснащенных необходимыми знаниями и навыками, соответствующими запросам и потребностям XXI века;
- привлечение внимания к проблемам музыкального просветительства путем экспериментирования в области популяризации классического музыкального искусства в Интернете и СМИ: НВК «Саха», а также путем поддержки просветительской деятельности Государственной филармонии и других музыкально-творческих учреждений и коллективов.
- Обеспечение публичной артистической деятельности участников проекта «Музыка для всех» и PR-сопровождения этой деятельности, в том числе:
- организация национальных конкурсов и фестивалей в разных направлениях музыкального искусства – классического, народного, эстрадно-джазового и других;
- организация региональных и местных музыкальных фестивалей и конкурсов, в том числе на локальном уровне, включая поселки, небольшие города, а также отдельные школы и музыкальные учреждения;
- стимулирование и создание условий для шефства музыкальных школ и учреждений музыкального образования, Государственной филармонии, ГТОиБ им. Д.К. Сивцева -Суорун Омоллона над общеобразовательными школами и детскими учреждениями, включая поддержку выездных мероприятий и концертов учащихся музыкальных учебных заведений в общеобразовательных учебных заведениях;
- налаживание работы по широкому информированию родителей, в том числе с помощью СМИ, широко использовать детские газеты «Кэскил», «Юность Севера», семейные приложения республиканских и частных газет о преимуществах музыкального образования и его полезности для личностного развития детей и подростков;
- налаживание деятельности по выявлению наиболее одаренных учащихся-музыкантов для создания благоприятных условий для их дальнейшего совершенствования и возможной профессионализации;
- создание условий для работы журналистов центральных и региональных СМИ на всех музыкальных мероприятиях, которые проходят в республике в рамках проекта «Музыка для всех»;
- обеспечение возможностей участия наиболее одаренных учащихся-музыкантов в международных музыкальных мероприятиях, включая фестивали и конкурсы в зарубежных странах;
- создание условий для бесплатного обучения одаренных детей и подростков республики в лучших музыкальных учебных заведениях России и зарубежных стран;
- налаживание контактов с коллегами и профессиональными СМИ за рубежом для информирования их о продвижении и результатах проекта «Музыка для всех» как с точки зрения развития самой системы музыкального образования республики, так и с точки зрения влияния проекта на разные стороны ее общественной жизни.
- Обеспечение административно-организационной поддержки проекта «Музыка для всех» со стороны органов исполнительной власти Республики Саха (Якутия), а также ее муниципальных образований, в том числе:
- создание объединенной рабочей группы из представителей Министерства культуры и духовного развития РС(Я), Министерства образования РС(Я) со включением в нее авторитетных музыкальных деятелей и представителей общественности в целях разработки и координации подробного плана деятельности по проекту «Музыка для всех» и предусмотренных в его рамках мероприятий;
- создание рабочих групп в рамках органов руководства культурой в муниципальных образованиях и возложение на них обязанностей по разработке планов реализации Проекта «Музыка для всех» с учетом стратегических установок настоящего Плана применительно к возможностям каждого из улусов и городов и населенных пунктов;
- создание межведомственной рабочей группы из представителей разных министерств Республики Саха (Якутия), в том числе министерств: культуры и духовного развития, образования, финансов, экономики и промышленной политики для разработки источников финансирования Проекта «Музыка для всех» после представления подробного поэтапного плана предусмотренных в нем видов деятельности и мероприятий;
- создание Попечительского Совета проекта «Музыка для всех» из представителей бизнеса и образовательных учреждений искусства России с целью стимулирования поддержки Проекта «Музыка для всех» со стороны деловых кругов Республики, а также возможной поддержки в дальнейшем других аналогичных инициатив и проектов;
- создание рабочей группы из юристов республики для внесения законодательных инициатив по совершенствованию Закона РС(Я) «О меценатах и меценатской деятельности».
Этапы реализации проекта «Музыка для всех»
Первый этап охватывает три учебных года (2013-2016 годы):
- Разработка и реализация Республиканской межведомственной программы «Музыка для всех» на её основе принять муниципальные программы;
- Создание и утверждение Попечительского Совета и Фонда проекта «Музыка для всех», утверждение Дирекции проекта;
- Создать банк данных участников проекта «Музыка для всех»: преподавателей ДМШ, учителей музыки СОШ, частных музыкантов, на его основе составить программу переподготовки музыкальных кадров в учреждениях образования, культуры и искусства;
- Начиная с 2013 года ввести общеобразовательным школам и дошкольным образовательным учреждениям обучение музыке, начиная с первых классов по 3 часа в неделю в рамках ФГОС;
- Подписание Соглашения о сотрудничестве между Министерством культуры и духовного развития РС(Я) и Министерством образования РС(Я) по реализации проекта «Музыка для всех»;
- Создание Хорового общества, учреждения в СОШ Дня музыки.
Второй этап охватывает три учебных года (2016-2019 г.г.)
- Дальнейшее внедрение в школьные программы занятий по музыке; -Учреждение Республиканских региональных музыкальных конкурсов, в соответствии межведомственными, муниципальными программами;
- Проведение мониторинга реализации проекта «Музыка для всех»;
- Школьные библиотеки оснастить музыкальной литературой;
- Разворачивание массового музыкального образования посредством теле-радио вещания.
Третий заключительный этап охватывает три учебных года (2019-2022г.г.)
- Внедрение во всех школах республики проекта «Музыка для всех» с подготовленными музыкальными кадрами;
-Изучение опыта работы по республике и распространение опыта реализации проекта «Музыка для всех» на российском и международном уровне;
- Достижение ожидаемых результатов: выпускник СОШ овладевает теоретическими знаниями в области музыкального искусства и практическими навыками игры на музыкальных академических инструментах.
Ожидаемые результаты реализации проекта «Музыка для всех»
Деятельность по распространению и поддержке музыкального образования, осуществляемая в рамках проекта «Музыка для всех», будет осуществляться в нескольких ключевых направлениях, включающих в себя увеличение доступности музыкального образования, повышение его качества, а также внедрение достижений инновационной педагогики в практику музыкального образования и повышение его общественного престижа. Вся эта многообразная деятельность будет иметь ощутимые последствия на всех уровнях общественной жизни республики – социально-политическом и социально-экономическом и репутационном (имиджевом).
В социально-политическом аспекте результатами реализации проекта являются:
- повышение общественного престижа музыкальной культуры и образования;
- осознание на государственном уровне роли художественного образования в качестве основы для интеллектуального, патриотического, эмоционально-эстетического и нравственногодуховного развития личности;
- повышение уровня общественной культуры и нравственности;
- осознание ценности и дееспособности каждой личности для государства и общества в качестве неповторимой творческой единицы;
- осознание ценности и плодотворности совместных усилий, в том числе с участием компромиссов и взаимных уступок, как основы политической и общественной деятельности, в том числе в области культуры и образования;
- стимулирование становления гражданского общества путем постановки общих целей, разработки способов их достижения и осуществления намеченных планов, в данном случае в сфере культуры и образования;
- повышение престижа и активное распространение нематериальных ценностей – уважения к творчеству, восхищения талантом, а также общественных и личных усилий по их становлению и развитию;
- усиление самосознания и национального чувства и идентификации народов Якутии как гражданской и культурной общности, способной к высокопрестижной позитивной деятельности;
- повышение имиджа Республики Саха (Якутия) как в рамках Российской Федерации, так и на международной арене в качестве инновационного и современного государственного образования, способного действовать на уровне самых современных требований, предъявляемых в XXI веке к культуре и образованию.
В социально-экономическом аспекте результатами реализации проекта являются:
- повышение качества трудовых ресурсов Республики Саха (Якутия) за счет прироста творческого потенциала общества, вызванного повсеместным внедрением музыкального образования и связанным с усилением связей правого и левого полушарий мозга, а также общей активизацией мозговой деятельности;
- повышение конкурентоспособности и ценности человеческого капитала Республики Саха (Якутия) путем совершенствования с помощью массового музыкального образования таких качеств как навыки математического, речевого и многоканального мышления, а также специфических социально-коммуникативных навыков, связанных с коммуникативным характером музыкального искусства;
- стимулирование внедрения нематериальных ценностей в молодежную среду, в том числе экологического сознания в качестве основы современного устойчивого развития за счет распространения навыков художественной (музыкальной) деятельности среди подростков и молодежи;
- поддержание общественно ценных качеств – доброты и терпимости, а также навыков командной работы, выдержки и дисциплины, связанных с широким распространением музыкального образования;
- стимулирование овладения навыками и стереотипами общественного поведения, необходимыми для работы в современной креативной экономике, в том числе способности работать в условиях неопределнности и конкуренции и других аналогичных навыков, путем их популяризации в рамках музыкального образования.
В имиджевом аспекте, с точки зрения влияния на общественный престиж органов власти в республике, результатами осуществления проекта «Музыка для всех» являются:
- демонстрация способности к организации социально значимой деятельности в области образования, культуры и духовного развития;
- демонстрация заинтересованности в повышении культурного, духовного и образовательного уровня детей, подростков и молодежи;
- подтверждение умения власти проявлять заботу о будущих гражданах Республики Саха (Якутия);
- подтвеждение умения власти создавать условия для духовно-культурного развития молодого поколения Республики;
- демонстрация стратегического мышления, умения ставить и реализовывать стратегически важные цели, соответствующие самым современным международным направлениям духовного развития;
- повышение инвестиционной привлекательности Республики Саха (Якутия) с помощью демонстрации общественного альтруизма, умения реализовывать крупные некоммерческие проекты;
- повышение привлекательности Республики Саха (Якутия) в качестве относительно самостоятельного игрока на мировой арене путем демонстрации современного стратегического мышления и понимания концепции устойчивого развития, являющейся в настоящее время приоритетной на уровне ООН и ЮНЕСКО;
- повышение престижа органов власти Республики Саха (Якутия) за счет демонстрации навыков эффективного и оригинального решения значимых общественных проблем, в частности, проблемы совершенствования стратегии современного образования.
http://www.cad-mishutka.ru/a/ct/municipalnoe_bjudzhetnoe_doshkolnoe_obrazovatelnoe.docx
|